?

Log in

No account? Create an account
Восьмой мост [entries|archive|friends|userinfo]
Восьмой мост

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

(no subject) [Oct. 10th, 2009|02:57 pm]
Восьмой мост

nimbasanar


ОригиналыCollapse )

Характерный изгиб Хуфеналлеи (нынешний проспект Мира), запечатлённый на фотографии, сохранился ещё с конца XVIII века - именно здесь дорога, мощёная брёвнами, делала петлю, пересекая протекавший в овраге ручей (тогда ещё, разумеется, чистый и не превращённый в зловонный сток, каким знают нынешний Парковый ручей калининградцы). Со временем вдоль этой дороги стали строиться загородные виллы богатых кёнигсбержцев. В 1829 году дорога была расширена и заодно получила название - Кунсталлея, то есть аллея Искусств. Пригород быстро разрастался - вскоре выделились отдельными районами Вордер Хуфен (Передний Хуфен) и Миттель Хуфен (Средний Хуфен). В конце XIX века по Хуфенер Гауптштрассе (так теперь стала называться Кунсталлея) пустили линию конки - что было весьма актуально, так как в 1896 году состоялось открытие зоопарка. Примерно в то же время на стыке Вордер Хуфена и Миттель Хуфена, у ручья, и был построен жилой дом, изображённый на фотографии. В 1937 году Хуфен-аллея (таким было последнее немецкое название этой улицы) была снова расширена и приняла свой современный облик. Достаточно серьёзно пострадав в войну, Хуфеналлея, тем не менее, довольно быстро была восстановлена, сохранив большую часть зданий - правда чаще всего с упрощёнными фасадами и крышами (дом на фотографии в этом отношении не стал исключением). Даже в советский период название улицы менялось не один раз - так, бывшая Хуфеналлея, ставшая Сталинградским проспектом, лишь в 1960-х годах получила своё современное название - проспект Мира. На первом этаже довольно сильно перестроенного после войны жилого дома сейчас располагаются "Круассан-кафе", супермаркет "Вестер" и аптека "Формула Здоровья".

Проспект Мира, 23-27 (Hufenallee, 23-29)
Посмотреть на Google Maps
Link17 comments|Leave a comment

(no subject) [Oct. 2nd, 2009|05:22 pm]
Восьмой мост

nimbasanar


ОригиналыCollapse )

Строительство нового здания Кёнигсбергской фондовой биржи началось в 1870 году, когда стало окончательно ясно, что старая биржа, располагавшаяся на северном берегу Старого Прегеля, уже не удовлетворяет современным требованиям. Надо отметить, что старое здание биржи 1801 года постройки тоже не было первым в своём роде – ему предшествовали здания 1623 и 1798 годов. Для создания проекта четвёртой по счёту биржи Кёнигсберга был приглашён архитектор Генрих Мюллер, шестью годами ранее построивший биржу в родном Бремене. В болотистый грунт, на котором велось строительство, было забито 2202 сваи из лиственницы, привезённой, между прочими, из России – они и стали фундаментом для биржи. Каждая такая свая достигала в длину от 12 до 18 метров. Для своего нового детища Мюллер избрал стиль верхнеитальянского, или флорентийского ренессанса – близкий к неоклассицизму, этот стиль отличался, в частности, любовью к аркам, которые, в сочетании с колоннами дорического и коринфского ордеров, придали фасаду новой биржи яркую индивидуальность (ничего подобного в Кёнигсберге ни до, ни после не строилось). Большую часть здания занимал богато декорированный двухэтажный зал впечатляющих размеров: 35 метров в длину, 22 – в ширину, 19 – в высоту. Здесь осуществлялись финансовые операции, а также проходили симфонические оркестры, литературные вечера, балы, разнообразные выставки. В северной части находилась застеклённая галерея, выходившая к Прегелю. С восточной стороны, находился вход на галерею, офисы биржи и телеграф, в подвальном этаже – ресторан с незамысловатым названием «Биржевой подвал», а также почтамт. Сама биржа построена из песчаника – за счёт выделения железных солей и был достигнут оригинальный светло-коричневый, песчаный цвет её фасада. На углах крыши были установлены четыре скульптуры кенигсбергского скульптора Эмиля Хундризена - аллегорические женские фигуры изображали Европу, Азию, Америку и Африку. У главного входа стояли два каменных льва его же работы, державшие в лапах щиты с гербами купечества и города.
Здание очень сильно пострадало в войну и долгое время представлял собой выгоревшие руины (в таком виде оно и попало в кадры фильмов «Судьба человека» и «Отец солдата»). Впрочем, с разбором бывшей биржи также не спешили – её архитектурные формы, близкие к русскому неоклассицизму, вполне отвечали идеологии помпезного сталинского ампира. В 1960 году зданию был придан статус памятника архитектуры республиканского значения, и к 1967 году оно было восстановлено. Первоначально в нём предполагали разместить краеведческий музей (что предполагало надстройку высокой крыши), однако затем планы поменялись, и здание, покрашенное в голубой цвет, было воссоздано практически в первозданном виде – исчезли только четыре скульптуры с крыши. Правда, сильно мешал обзору этого красивейшего памятника архитектуры построенный в начале 1970-х годах эстакадный мост – и это очень хорошо заметно на современной фотографии. По сей день здание бывшей биржи функционирует в качестве Дворца культуры моряков. В советское время в подвальном помещении вместо «Биржевого подвала» размещался ресторан «Бригантина», который, в свою очередь, лет десять назад уступил место «Монетному двору», ресторану с казино. В 2005 году за счёт его владельцев началась давно ожидаемая реставрация здания. Однако безалаберность, вообще присущая по отношению к памятникам прусской старины, и тут проявила себя в полной мере. Реставраторы додумались очистить северную часть здания пескоструем, сняв вместе с советским наслоениям ещё и естественный защитный слой песчаника. Последствия не заставили себя ждать – уже сейчас фасад, выходящий на Преголю, начал разрушаться. Если в самое ближайшее время запущенный процесс разрушения не будет остановлен (а на это, разумеется, нужны новые, ещё большие капиталовложения), Калининград рискует в обозримом будущем попросту лишиться одного из самых видных памятников кёнигсбергской архитектуры.

Ленинский проспект, 83 (Vorstädtische Langasse, 79)
Посмотреть на Google Maps
Link4 comments|Leave a comment

(no subject) [Sep. 22nd, 2009|05:58 pm]
Восьмой мост

nimbasanar


ОригиналыCollapse )

Это здание, возведённое в последней трети XIX века (вероятно, по проекту Пауля Мюльбаха) и использовавшееся до войны в качестве одного из корпусов городской больницы, до сих пор является одной из главных достопримечательностей улицы Клинической, в прошлом - Хинтер Россгартена. Тяжеловесное, в духе своего времени, здание обладает впечатляющим вытянутым фасадом с 31 оконной осью, состоящим из ассиметрично расположенных выступов и ниш. Первый этаж был выполнен из красного клинкерного кирпича, второй и третий этажи - из кирпича жёлтого цвета. Это сближало его с фасадом находившегося чуть южнее другого корпуса больницы (ныне в нём располагается Областной родильный дом). При сравнении немецкой и современной фотографий нетрудно заметить, что больничный корпус со временем был перестроен в центре, что только усилило ассиметричность его фасада. В 1944-45 годах здание сравнительно не пострадало и было восстановлено без заметных изменений. В настоящее время в нём расположены многочисленные офисы и конторы, в том числе «Айни» и «Энерготрансбанка».

ул. Клиническая, 83-а (Hintere Rossgarten, 56)
Посмотреть на Google Maps
Link4 comments|Leave a comment

(no subject) [Sep. 15th, 2009|04:39 pm]
Восьмой мост

noother_na_mes
Сегодняшний выпуск мы бы хотели приурочить к прошедшему совсем недавно Дню Города и посвятить его одному из наиболее известных и красивых сооружений Кёнигсберга, несколько лет назад ставшему даже символом торжеств в честь юбилея города. Как вы уже догадались, речь идёт о Королевских воротах…


Так могло бы сейчас выглядеть это здание, если бы не была проведена реставрация.

Читать и смотреть дальшеCollapse )

Königstrasse/Litauer Wallstraße (ул. Фрунзе/ул. Литовский вал)
Посмотреть на Google Maps
Link5 comments|Leave a comment

(no subject) [Sep. 9th, 2009|05:11 am]
Восьмой мост

noother_na_mes


ОригиналыCollapse )

Деревянный мост Кёнигсберга был возведён в самом начале XV века – до этого в нём не существовало необходимости, так как связь между Альтштадтом и островом Ломзе осуществлялась с помощью паромной переправы. Строго говоря, название моста корректнее переводить как «Дровяной», т. к. он связывал Альтштадт с «дровяными лугами» (Holzwiesen), где складировалась древесина, привезённая по реке из Литвы и восточных районов Пруссии. Интересно, что даже до начала ХХ века мост был разводным – в качестве противовесов использовались  ящики, заполненные камнями. Новый каменный мост был построен в 1903-04 годах несколько восточнее старого. Авторы проекта, городской инспектор строительства Рихтер и городской советник по строительству Науманн, сознательно пошли на перенос моста, желая улучшить транспортную ситуацию.
Не смотря на протесты жителей Хольцштрассе (в настоящее время на её месте располагается сквер), мост был заложен так, чтобы путь от него шёл через Линденштрассе (сейчас это улица Октябрьская) прямо в направлении на Мюнхенхоф-плац (сейчас это пересечение Октябрьской улицы и Московского проспекта). Интересно, что в итоге новый Деревянный мост должен был пересекать Прегель под углом в 16 градусов, что, конечно, усложнило его постройку. Кроме того, была мысль сделать мост не разводным, а поворотным, чтобы через него могло одновременно в обоих направлениях пройти несколько судов. Однако в пользу разводной конструкции в конечном счёте сказало то, что разворотный мост создал бы проблемы для судов, стоящих у пристани, да и время его открытия и закрытия было бы больше.
Новый мост имел ширину 12 м, из которых 7 м приходится на проезжую часть и по 2,5 м — на тротуар. Проезжая часть была выполнена из оцинкованной волнистой стали, которая закрыта тоже рифлёными литыми стальными пластинами. Мост пережил разрушительные бомбёжки 1944-45 годов и после войны был восстановлен с использованием частей Потрохового моста – в частности, были заменены некоторые секции кованных оград, выполненных Биртом (однако большая их часть всё же сохранилась, хотя зачастую и без характерных дубовых листьев и жёлудей, украшавших мост до войны). В настоящее время мост используется как для автомобильного и трамвайного, так и для пешеходного движения, правда, он больше не разводится.  

Holzbrücke (мост № 1 (Деревянный мост)
Посмотреть на Google Maps
Link5 comments|Leave a comment

(no subject) [Sep. 8th, 2009|07:18 pm]
Восьмой мост

nimbasanar
И вдогонку последнему посту - ещё немного фотосравнений времён Второй Мировой. Место действия на этот раз - Берлин.



http://allin777.livejournal.com/707.html
LinkLeave a comment

Экспериментальное © [Sep. 7th, 2009|09:14 pm]
Восьмой мост

kaliningradetz
Сумасшедшая по объему подборка было-стало, WW2 vs наши дни. Не у нас. Франция, кажется. Например:





via na6ludatelb
Link3 comments|Leave a comment

(no subject) [Sep. 4th, 2009|02:08 pm]
Восьмой мост

noother_na_mes
Сегодняшний выпуск – вновь экспериментальный, и притом – показательный. В отличие от большей части предшествующих работ, эта создавалась с опорой на минимум привязок, потому как время не пощадило Россгартенский рынок, о котором сегодня и пойдёт речь. Максимально упрощённая в советское время схема развязки трамвайных путей вместо той, что существовала на этом участке при немцах, а также уничтожение зданий, находившихся в начале нынешних улиц Клинической и Фрунзе сильно осложнили выбор точки съёмки. По сути, единственными привязками стали бывшее здание земельного совета округа Земланд (в настоящее время это отделение «Янтарьэнерго»), едва заметное в глубине улицы, и полуобвалившийся орнамент на стене крайнего справа здания, к тому же сильно перестроенного.




Та самая посленяя зацепка и немного слов о площади Росгартенского рынка.Collapse )

Посмотреть на Google Maps
Link23 comments|Leave a comment

(no subject) [Sep. 2nd, 2009|05:22 pm]
Восьмой мост

noother_na_mes


ОригиналыCollapse )

На немецкой фотографии запечатлён изгиб улицы у здания комендатуры – раньше он обозначал разделение двух улиц: Фордерросгартен (Ближний Росгартен) и Хинтрросгартен (Дальний Росгартен). Именно так с конца XVI века делился на две религиозные общины района Росгартен. Фордерросгартен шла к югу, где заканчивалась Росгартенским рынком. Хинтерросгартен тянулась строго на север и выходила к Росгартенским воротам. Улица эта никогда престижной не считалась – в основном её населяли мелкие торговцы и лавочники, рабочие. Кроме того, с конца XVIII века на самой улице и близ неё располагался целый комплекс городских больниц и клиник, многие из которых сохранились по сей день. Жилых домов практически не осталось – на их первых этажах, как водится, располагались магазинчики и лавки, в том числе «Цветочный салон», «Колониальные товары» Шварцлоса и «Южные фрукты» Хакельберга. Имелось несколько подвальных ресторанчиков, а также небольшая библиотека. При немцах по улочке ходили трамваи 1, 8 и 11 маршрутов – после войны трамвайные пути были демонтированы.


ул. Клиническая (Hintere Rossgarten)
Посмотреть на Google Maps
Link6 comments|Leave a comment

(no subject) [Aug. 28th, 2009|12:18 am]
Восьмой мост

nimbasanar


ОригиналыCollapse )

Сиротский приют, основанный в 1701 году первым королём Пруссии Фридрихом I в честь своей коронации (и поэтому в дальнейшем известный как Королевский), два года спустя, в 1703 году, обзавёлся зданием, построенным в стиле барокко по проекту придворного архитектора Йоханна Людвига Шультхайса фон Унфрида, спроектировавшим также юго-восточный флигель Королевского замка (т. н. "здание Унфрида"). Двухэтажное П-образное здание не отличалось богатым декором - украшены были только порталы, а также восьмиугольная башня над средним ризалитом, на шпиле которой был прикреплён флигель в виде прусского орла, вращавшийся под порывами ветра. К сожалению, именно башня, наиболее узнаваемая часть здания, придававшая ему характерный облик, не пережила разрушительного штурма города в 1945 году. Также при реконструкции после войны исчезла крутоскатная черепичная крыша, но в остальном архитектурные формы строения не изменились. В настоящее время это невзрачное здание с облупившимися сиреневыми стенами, одно из старейших в Калининграде, уже не играет сколько-нибудь важной социальной роли - внутри него размещаются объекты сферы услуг и торговли, в частности, мебельный салон и фотоателье.

Литовский вал, 162 (Waisenhausplatz)
Посмотреть на Google Maps
Link4 comments|Leave a comment

navigation
[ viewing | 10 entries back ]
[ go | earlier/later ]